Египетский социализм

Египетским «социализм национального типа» не только принял религию как некое выражение духовности масс, но и пытался истолковать ислам как доктрину, якобы имеющую в своей основе социалистическую миссию. Естественно, что «научный социализм», о котором говорилось в Хартии, не имел ничего общего с марксистско-ленинской философией, а означал лишь, что Египет намерен строить социализм на основе достижений науки в различных областях. В самой Хартии говорилось, что социализм не был осознанным выбором руководства. «Социалистическое развитие, — отмечается в ней, — было исторической необходимостью, навязанной действительностью, широкими требованиями масс и изменяющейся природой мира во второй половине XX в.»29. Как объяснял сам Насер, «действительно, социализм один, однако пути к нему различны. Мы расходимся с коммунистическими странами относительно понятия социализма. В них режим основан на диктатуре пролетариата, т. е. диктатуре рабочего класса, мы же призываем не к диктатуре, а к демократии для трудового народа».

«Отсутствие сколь-нибудь четких представлений о социализме и скорее пребывание под своеобразным „обаянием» социализма, чем классово осознанное стремление к нему, — явление, характерное для общественности освободившихся стран»31, — подчеркивал К- Н. Брутенц. Неудивительно поэтому, что после смерти Насера и смены руководства страной его противникам удалось произвести крутой поворот, причем с использованием многих основных лозунгов насеризма.

В Египте в период революционных преобразований далеко не все основные рычаги воздействия на общественное сознание —органы массовой информации, идеологические центры и т. п. — оставались в руках сторонников социалистической ориентации. Исследуя положение в области идеологии и культуры Египта в 60-е годы, известный египетский ученый и публицист Амир Искандер обращал внимание на то, что «на руководящих постах в органах информации, в высшем совете по делам литературы, искусства и социальных наук находились те же лица, что и до свержения монархического режима. В то время как революционное руководство боролось с иностранными базами и империалистическими блоками, оно закрывало глаза на существование и деятельность „иностранных баз» в виде прозападных слоев общества внутри своей страны и не вело решительной идеологической борьбы с ними».

Идеологический спор на официальном уровне был решен сверху. Формально все слои общества поддержали социалистические лозунги Насера. Однако влиятельные представители некоторых из этих слоев вели скрытую деятельность по выхолащиванию их реального содержания. В результате постепенно стала обозначаться широкая пропасть между радикальными лозунгами режима и возможностями претворения их в жизнь.

This entry was posted in История Земли. Bookmark the permalink.

Comments are closed.